» » Найдена возможность "отключить" на молекулярном уровне дегенерацию желтого пятна, приводящую к слепоте

При достижении определенного возраста у множества людей возникают проблемы со зрением. Одной из основных причин такого развития событий является дистрофические изменения в центральной области сетчатки глаз, известной под названием макулярного или желтого пятна. Подобный дегенеративный процесс часто заканчивается практически полной слепотой человека. Результаты исследования ученых из Медицинской школы Университета Вирджинии дают надежду на создание в ближайшие годы очень эффективной технологии лечения вышеуказанного дегенеративного заболевания. Сообщение об этом научном достижении появилось в последнем номере журнала "Nature Medicine" (11, 2017).
Американские исследователи обнаружили неожиданные свойства фермента cGAS, который ранее был известен своим участием в реакции иммунной системы организма человека на "вторжение" чужеродной опасной ДНК. Избыточная экспрессия этой протеиновой молекулы часто становится "виновником" развития волчанки, диабета и/или ожирения.
В ходе серии экспериментов были получены доказательства того, что данный энзим может выступать в качестве своеобразного молекулярного "триггера", запускающего дегенерацию желтого пятна. Когда уровень cGAS в сетчатке глаза повышается, то это провоцирует неадекватный ответ иммунной системы. В области макулы возникает воспалительный процесс, что приводит к повреждению и гибели клеток. Блокирование экспрессии указанного фермента препятствует этому.
Ученые в настоящее время уже приступили к разработке лекарственных препаратов и терапевтических методов, которые позволят своевременно выявлять повышенный уровень cGAS в сетчатке пациента и подавлять чрезмерную экспрессию данного энзима. На это может уйти два-три года, после чего исследователи планируют начать клинические испытания новой технологии лечения пациентов с диагнозом дегенерации желтого пятна и внедрению ее в повседневную медицинскую практику.