Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

Мир авиагрузоперевозок похож на обычную доставку тяжёлых грузов, только вместо грохочущих фур, разбивающих асфальт, в небе летят красавцы-гиганты. Самолёты-тяжёловесы переносят на тысячи километров многотонные бурильные установки, агрегаты, машины и технику. Когда нет возможности или времени отправить груз по воде или по земле на помощь приходит тяжёлая транспортная авиация.

Лидером среди небесных грузовиков по праву считается Ан-124 «Руслан». Это самый большой в мире серийный грузовой самолёт. Крупнейшим оператором Ан-124 является российская авиакомпания «Волга-Днепр».

В июне этого года мне удалось присутствовать на уникальной транспортировке. 100-тонное колесо гидротурбины для Усть-Среднеканской ГЭС было доставлено «Русланом» из Питера в Магадан.

54 фото

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Первый полёт опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт


2. Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в 1985 году на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

3. Масштабы Ан-124 поражают: длина самолёта — 69 метров.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

4. Если взять за основу Airbus A-320, то Ан-124 будет длиннее почти в два раза.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

5. Высота самолета — 21 метр. Это как 7-этажный дом.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

6. Размах крыла составляет 73 метра. К примеру, это ширина Красной площади в Москве.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

7. По сочетанию характеристик Ан-124 позже уступил только другому детищу Антонова — Ан-225 «Мрия». Её потенциальная грузоподъёмность составила 225 тонн (против максимальных 150 тонн у «Руслана»), а длина грузового отсека — 43 метра (36,5 метра у Ан-124). Однако «Мрию» создали как самолёт специального назначения и выпустили в единственном опытном экземпляре.

Два же авиазавода — ульяновский и киевский — собрали, в общей сложности, 56 самолетов Ан-124.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

8. Многоопорное шасси, снабжённое 24-мя колёсами, позволяет эксплуатировать Ан-124 с грунтовых ВПП, а также изменять угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузок.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

9. На самолёте установлено 4 двигателя Д-18Т.

На взлётном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 кН) т. е. суммарная тяга всех 4-х двигателей составляет 93,6 тонны (920 кН). Можно предположить, что каждый двигатель на взлётном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

10. Максимальная скорость самолета составляет 865 км/ч. Практическая дальность — 4500 км, перегоночная дальность — 16500 км.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

11. Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой частях фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы погрузки грузов, — в частности груз в АН-124 можно загружать или выгружать одновременно с носа и хвоста.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

12. Открытие переднего грузолюка производится поэтапно с пульта управления: открываются замки носовой части, открывается носовая часть, выпускаются вспомогательные опоры, производится «приседание» самолёта (передние стойки шасси выкатываются вперёд), открывается передняя рампа, раскладываются средний трап и гермотрап.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

13. В июне 2016 года Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставил рабочее колесо гидротурбины из Санкт-Петербурга (где его произвел завод-изготовитель «Силовые машины») в Магадан для Усть-Среднеканской ГЭС.

Погрузка производилась в аэропорту Пулково.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

14. Для транспортировки колеса гидротурбины использовалось оборудование, распределяющее вес груза по полу грузовой кабины. Это как для передвижения по снегу нужны снегоступы. Также важно закрепить груз в грузовой кабине (зашвартовать). Неправильное решение этих задач чревато повреждением конструкции ВС и даже авиакатастрофой.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

15. Общий вес груза вместе с упаковочным оборудованием и оснасткой составил 115 тонн.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

16. Подготовка к перевозке рабочего колеса диаметром около 6 метров велась полгода.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

17. Длина грузовой кабины «Руслана» 36,5 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Здесь могут поместиться 4 вертолёта Ми-8, вагон метро или даже самолёт Сухой Суперджет 100 (конечно без крыльев и хвостового оперения). Ракета-носитель «Ангара» тоже войдёт вся без остатка, но только в базовой комплектации.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

18. Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным, швартовочным оборудованием и бортовыми передвижными мостовыми кранами.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

19. Система для погрузки грузов массой до 120 тонн состоит из эстакады, рельсовой системы и ходовых элементов, двигающихся по рельсовой системе. Эстакада служит своеобразным продолжением плоскости пола грузовой кабины. Рельсовая система задаёт направление движения и распределяет нагрузку.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

20. Работа технической бригады. Штатный состав — 8 человек. Но в связи с тем, что в Питере выполнялась уникальная погрузка, дополнительно привлекалось ещё 6 человек.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

21. После перемещения рабочего колеса на эстакаду груз лебёдкой затянули в грузовую кабину «Руслана» и зашвартовали.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

22. Погрузка продолжалась почти 10 часов.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

23. К взлёту готов!

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

24. Кабина лётного экипажа Ан-124.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

25. Экипаж «Руслана» состоит из 8 человек: командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

26. Штурвал командира самого большого серийного самолёта на планете.

Управление самолётом бустерное, т.е. рулевые поверхности отклоняются исключительно с помощью гидравлических рулевых приводов, при отказе которых управлять самолётом вручную невозможно. Поэтому применено четырёхкратное резервирование. Механическая часть системы управления (от штурвала и педалей до гидравлических рулевых приводов) состоит из жёстких тяг и тросов.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

27. Рычаг управления двигателеми (РУД).

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт


28. «Руслан» — первый советский самолёт, оснащённый бортовой автоматизированной системой, которая проверяет параметры работы всех агрегатов, а также следит за тем, выполнял ли экипаж «Руководство полётной эксплуатации».

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

29. Автоматика определяет максимально допустимый взлётный вес, в зависимости от аэродрома, защищает самолёт от выхода на закритические режимы.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

30. Самолёт имеет две палубы. Нижняя палуба — грузовая, верхняя — кабина пилотов и пассажирский отсек. При этом пройти в кабину пилотов из пассажирской кабины невозможно — они разделены крылом и у них раздельная герметизация.

В самолёте предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

31. Связь пассажирской кабины с кабиной пилотов.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

32. Рабочее колесо гидротурбины везли с двумя посадками — в Нижневартовске и Якутске. Это было необходимо для дозаправки и отдыха экипажа.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

33. Общая длина маршрута составила 6500 км. Первая посадка в Нижневартовске.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

34. После каждой посадки производится осмотр воздушного судна.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

35. «Руслана» уникальное водило (тягач). Его перевозят с собой и достают из грузового отсека в каждом аэропорту, чтобы отбуксировать самолёт.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

36.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

37. Время заправки такого самолёта колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество необходимых заправщиков колеблется от 5 до 40 в зависимости от их вместимости.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

38. Максимальная масса заправляемого топлива ограничена максимальной взлётной массой самолёта и составляет 212,3 тонны. Расход при максимальной загрузке — 12,6 тонны/час. При этом до выхода на эшелон расход топлива увеличивается до 17 тонн/час.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

39. Топливозаправочный щиток. Во время заправки техник следит за равномерностью распределения топлива по бакам самолёта. На фото происходит открытие (закрытие) кранов соответствующих баков. Внизу указатели количества топлива.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

40. Самолёт имеет систему заправки через 4 горловины, расположенные в гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка через 2 горловины, расположенные на верхних частях крыльев.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

41. Посадка в Якутстке.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

42. Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолёта, и его ставят прямо на запасной ВПП.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

43. Приветствие командира.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

44. Конечная точка маршрута — Магадан.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

45. Разгрузка происходит по той же схеме, что и погрузка только наоборот.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

46. Рабочее колесо выкатили на эстакаду перед ВС.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

47. Затем кранами частично разобрали упаковочное оборудование, которое смонтировано на рабочем колесе. После этого самолёт тягачом оттащили и он улетел. Колесо на домкратах подняли, под него заехал трейлер. Затем с помощью кранов демонтировали оставшиеся части оснастки.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

48. Перевезённое «Волга-Днепр» рабочее колесо будет установлено на гидроагрегат №3 Усть-Среднеканской ГЭС, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

49. «Русланы» в России летают редко. Например, этот Ан-124 после Магадана сразу улетел в Японию. Крупнейшим оператором «Русланов» является российская авиакомпания «Волга-Днепр». Её флот насчитывает 12 самолётов Ан-124-100.

География полётов охватывает 190 стран и более 1300 аэропортов. В среднем авиакомпания ежегодно выполняет 1200 рейсов (около 33000 рейсов за 25 лет), перевозя порядка 60000 тонн грузов в год.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

50. Спрос на услуги «Русланов» стабильный. Перевозки, например, для всех космических запусков расписаны на два-три года вперёд между операторами, фрахтующими Ан-124. Это та работа, которую никто, кроме «Руслана», выполнить не может.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

51. Заказы на перевозки «Русланами» настолько уникальны, что иногда заказчики на этапе создания оборудования советуются с авиаперевозчиком, как лучше спроектировать и подготовить оборудование, чтобы его потом можно было перевезти на Ан-124.

Однажды авиакомпания «Волга-Днепр» перевезла из Остравы (Чехия) в Найроби (Кения) оборудование для золотодобывающей промышленности. Оборудование представляло собой огромные 50-тонные полукольца. Их габариты были сопоставимы с поперечным сечением грузовой кабины «Руслана». При загрузке зазоры между оборудованием и контуром грузовой кабины составили всего 77 мм!

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

52. Несколько примеров необычных перевозок:



в мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd;



в мае 1992 года из Объединенных Арабских Эмиратов в Швейцарию «Руслан» перевёз 52 тонны золота на сумму в 230 млн фунтов стерлингов;



в 1993 году Майкл Джексон, в рамках мирового турне, перевёз в Москву 310 тонн сценического оборудования на трёх Ан-124ж



в 1997 одним рейсом из Лондона в Тунис было доставлено 100 тонн кинооборудования, включая макет космического корабля, для съёмок первого эпизода «Звёздных войн»;



в число необычных пассажиров Ан-124 вошли 68 животных, перелетевших из Праги в Индонезию в 1997 году. В воздушном зоопарке были крокодилы, карликовый гиппопотам, зебры и 4 жирафа.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

53. Выпущенные в советские годы «Русланы» до сих пор покоряют небо. Лётную годность им продлевают на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП».

В версии Ан-124-100 грузоподъёмность увеличена на 30 тонн. Ресурс конструкции модернизированного «Руслана» установлен в 50 тысяч лётных часов, 10 тысяч полётов и 45 календарных лет.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

54. Однако авиаперевозчики всё чаще заявляют о том, что возобновление выпуска воздушных гигантов необходимо было начать уже давно: после 2025 года самолёты начнут массово списываться.

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт

Также смотрите «Как обслуживают самый большой самолёт» и «Что будет, если отменить гравитацию?».

Советуем подписаться на наши странички в соц.сетях: Фейсбук | Вконтакте | Твиттер | Google + | Одноклассники

Смотрите также: 
  • Дата: 30-07-2016, 18:15

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Поделиться новостью

Оставить Комментарий

Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *